Роза дамасская

Роза дамасскаяТвой нежный аромат меня привлек, о роза, И сердце обагрил румянец щек, о роза! Тоскую по тебе, как по Лейле Меджнун. Влюблен, я! Подари хоть лепесток, о роза! По предположениям ученых, название рода происходит от древнеперсидского наименования растения «wrodon», у греков оно изменилось в «rho-don», у римлян — в rosa. В течение тысячелетий роза остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд. Одна из самых древних родилась в Индии.

Она повествует о том, что самая красивая женщина в мире — Лакшми появилась из распустившегося бутона розы, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну, охранитель Вселенной, увидел красавицу в ее розовой колыбели, разбудил поцелуем и впоследствии сделал своею женой. Лакшми стала богиней красоты, а роза стала считаться священной. " У всех народов Востока розу оценивали как высший дар природы. " Особенно много легенд о происхождении розы сложено в Древней Элладе. В самой древней рассказывается, что Земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное.

И создала розу. По другой легенде, розы появились из той самой белоснежной пены, которой было покрыто тело богини, когда она вышла из моря. Увидя на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого роза и приобрели свой нежный аромат. Жрецы храма Афродиты взяли эти цветы и украсили ими алтарь богини. С тех пор роза посвящена Афродите, ее высаживают вокруг храмов, а увядшие на ее челе цветы считаются чудодейственными. Древнегреческий поэт Анакреонт (V в. до н. э.) называл розу радостью Афродиты. Но розы оставались белыми, повествует далее легенда, до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги.

Из капель божественной крови появились красные розы. В другом сказании утверждается, что розы стали красными во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце среди пирующих, бог любви Амур своими розово-красными крылышками нечаянно опрокинул сосуд с нектаром. Белая роза, на которую пролился нектар, тотчас сделалась красной и приобрела чудесный аромат божественного напитка.

А вот трагическая история более позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана, как известно, отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она как-то Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла ее Диана и бросила в куст колючего терновника. Не смогла несчастная выбраться, израненная вся колючками, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал ее, а потом обратился к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюбленных — и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слез влюбленных родилась роза.

" Мусульмане считали, что роза появилась по велению Магомета. " Рассказывают, что однажды цветы, недовольные правлением своего царя, сонного лотоса, пришли к Магомету с просьбой о назначении нового царя. И тогда появилась царица роза. У народов арабского Востока очень распространена легенда о розе и влюбленном в нее соловье. Несмотря на множество прекрасных песен, которые спел для нее соловей, роза осталась холодна к певцу, а соловей от тоски умер. На самом деле колючая роза служила прекрасной защитой для соловья, который во время пения ничего вокруг не слышит. А вот одна из легенд, созданных казахским народом.

В далекой Стране Роз жил молодой певец по имени Абай-Джан. Его песни любили слушать не только люди, но птицы, деревья и цветы. А в саду у его юрты цвело много роз. Однажды ночью певец услышал, что ему подпевает чей-то голос. Он осмотрел весь сад, но никого не нашел.

Настала другая ночь, и он вновь услышал нежный знакомый голос. Он оглянулся и увидел на пороге девушку необыкновенной красоты. Она хотела скрыться, но юноша остановил ее: «Кто ты и откуда знаешь мои песни? — спросил он. — Я одна из тех роз, что растут в твоем саду, но, когда заалеет заря, я снова превращаюсь в розу. Отпусти меня, уже пала роса — предвестник утренней зари». Певец спросил, как помочь ей, он хотел видеть и слышать ее постоянно. И девушка рассказала, что если утром он узнает ее среди других роз, то злые чары рассеются, и она навсегда останется человеком. Когда взошло солнце, юноша подошел к розовому кусту, на котором распустились три совершенно одинаковые розы.

Долго смотрел он на них, боясь ошибиться, но вдруг увидел, что на одной из роз не было капелек росы. Вспомнил он слова девушки, сказанные ночью, и уверенно указал на нее: это ты! Алые лепестки розы осыпались, и из куста появилась прекрасная девушка. " По предположениям ученых, первую культурную розу вывели в субтропиках Юго-Восточной Азии. " В Индии будто бы она пользовалась таким большим почетом, что даже существовал обычай: всякий, принесший в дар царю розу, мог просить у него все, что пожелает. Розами усыпали путь, по которому в дни торжеств следовали божества и правители, ею уплачивали подати, розами украшались царские покои, а розовой водой обрызгивали стены этих покоев. Роза была известна в Вавилоне. Археологи нашли на Ближнем Востоке фрески с изображением гирлянд из роз, возраст которых приближается к 4000 лет. Выращивали розы и древние египтяне. Розы упоминаются в папирусах, относящихся ко временам фараона Рамсеса II. Из Египта роза попадает в Древнюю Элладу, где сразу же занимает почетное место царицы цветов и посвящается Афродите. Здесь ее бутон считали символом бесконечности, выраженным в его округлой форме, и вместе с тем — символом кратковременности человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как быстро отцветает прекрасная роза.

Диву даешься, как время грабительски все отнимает, Как при рожденье своем старятся розы уже, — писал древнеримский поэт Децим Магн Авсоний. " Венками из роз и мирта украшалась невеста, а также дверь, ведущая в ее дом, а постель осыпалась благоухающими лепестками. Розами устилали путь воинам, возвратившимся с победой. " Из Греции роза попадает в Рим и здесь наступает расцвет культа розы. Вначале розу сделали символом строгой нравственности и целомудрия.

Выражение «под розой сказано», сохранившееся с тех пор, обозначало соблюдение строгой тайны сказанного. Римляне верили также, что роза вселяет мужество, поэтому на голову воинам надевали венки из роз, на щитах выбивали ее изображение. Розами награждали за выдающиеся заслуги, и был учрежден даже специальный праздник. Но со временем роза становится предметом и символом роскоши. Лепестками роз покрывали полы пиршественных залов. Об одном из последних римских императоров рассказывают, что однажды, когда он устроил пир во дворце, с потолка посыпались розовые лепестки. Сначала гости шумно радовались ароматному дождю, но лепестки сыпались и сыпались, становилось трудно дышать. Так и погибли многие под грудами розовых лепестков.

Некоторые патриции усыпали розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на прогулку. Сам император купался в вине из роз. А Плиний рассказывает следующую историю из жизни египетской царицы Клеопатры. Во время дружеских пиршеств было в обычае бросать в вино лепестки роз с венка того, к кому чувствовали особое расположение. Когда Антоний стал крайне подозрительным и никому не доверял, даже Клеопатре, она велела обрызгать свой венок сильнодействующим ядом. Во время пира, когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал розы с венка Клеопатры в свою чашу и хотел выпить ее, царица остановила его. «Посмотри, дорогой Антоний, как мне было бы легко от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить», — и велела выпить чашу осужденному на смерть. Смерть невольника последовала мгновенно, что сразу отрезвило Антония. Для нужд императорского двора и патрициев выращивалось громадное количество роз, закладывались «розариумы», изобретались теплицы для их выращивания зимою, занимали под посадки роз хлебные нивы и даже выписывали их из Египта, откуда те доставляются целыми кораблями. За корабль роз, приведенный из Египта, римский император Нерон уплатил бочонок золота. Все это подрывало благосостояние народа.

«Египтяне, пришлите нам хлеба взамен ваших роз», — восклицали в Риме в те дни. " Первые христиане считали розу цветком разврата и греха и с падением Римской империи культура розы надолго заглохла. " Возрождение ее в Европе начинается с XIII в. Участники крестового похода привезли розу во Францию, где ее сначала выращивали близ Парижа. Постепенно она распространяется в других странах Европы. И вот уже в ее честь устраивают народные праздники, на которых выбирают самую красивую девушку, называвшуюся «розьера». Ей на голову надевают венок из роз — «шапель». А в истории Англии с именем розы связывают одну из самых кровопролитных войн в истории этой страны — войну Алой и Белой розы. В 1455 г. стал вопрос об английском престоле. Претендовали на него два могущественных рода — Ланкастеров и Йорков, каждый из которых имел немало сторонников. Вопрос о судьбе престола решался на собрании в парке Тампль.

Ричард Плантагенет из рода Йорков, сорвав с куста белую розу, предложил это сделать всем своим сторонникам. Сторонники Ланкастеров сорвали красные розы и прикрепили их к своим шляпам. Началась тридцатилетняя война, а изображение розы перешло на гербы замков, щиты и знамена. В лондонском парке Тампль долго сохранялись два куста роз, связанных с этим событием. В средневековой Европе роза — символ преклонения и пламенной любви. Поднесение роз означало признание в любви. К этому времени и в христианской религии роза выступает как символ девственности и целомудрия.

Со временем знак розы присваивают себе различные общества. В Париже было общество поэтов «Розати», членом которого мог стать каждый, кто написал хотя бы одно лирическое стихотворение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: